Главная » Этикет в Айкидо » Рей (этикет)

Рей (этикет)

В Японии говорят, что альфа и омега будо заключены в рэй. Агрессивность и боевой инстинкт будут лишь усиливаться, если их не ограничивать в процессе боевой практики. Чтобы управлять группой, движимой этими агрессивными инстинктами и уберечь её от распада необходимы определённые правила.

Этикет и дисциплина, вероятно родились в связи с такой необходимостью, и именно они-то и позволяют нормально функционировать этим правилам. Поединок, лишённый правил и этики, относится к животному миру, а не к миру будо. Бугей (техники войны) и будзюцу — это не более чем средства ведения войны.

Рэй выражает поклон, но он объединяет в себе понятия воспитанности, вежливости, уважения почтения, признательности. Иероглиф рэй имеет старое чтение ия, которое является возгласом восхищения и благоговения перед силами, давшими жизнь всему мирозданию. Это чувство благодарности и уважения к природе и всему сущему содержит в своей основе принцип этикета (рэй).

Рейги (этикет) это выражение взаимного уважения внутри общества. Иероглиф рей состоит из двух элементов: Симэсу и Ютака. Симэсу — божественный дух, вселяющийся в алтарь. Ютака — гора и священный сосуд, содержащий пищу (два рисовых колоска), сосуд, наполненный пищей, изобилие. Соединяясь вместе, эти два элемента выражают идею алтаря, на котором в качестве приношения находится большое количество пищи и перед которым ожидается приход божества (по религии «Синто»).

Ги — человек и порядок. Изображает порядок или то, что является образом для подражания.

Таким образом, Рэйги — это то, что изначально управляет священным торжеством. Вполне вероятно, что этот смысл появился как результат общения между людьми, когда устанавливался церемониал, определявший иерархические отношения.

О`Сенсей не переставал повторять: «Айкодо существует для того, чтобы знать своё истинное место, это значит, что каждый будет знать самого себя». Знать самого себя — это значит знать ту миссию, которую вам предопределило небо. Выполнять то, что предназначено вам небом, — это и означает подчиниться порядку, установленному в космосе; и в таком случае нет места ни колебаниям, ни противостоянию, и это устанавливает истинный мир в вашей душе, то этим достигается что называется рей-дзако. Уважая все эти правила, действуют одновременно: мастер, ученик, сэмпай, кохай, докай, высшие уровни, начинающие, старшие и младшие.

Этикет заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае устанавливалось равновесие. Для того, чтобы сохранить этот порядок должна соблюдаться почтительность к учителю, правильное поведение по отношению к сэмпаю (старший ученик), правильный этикет по отношения к кохаю (ученик) и докаю (младший ученик).

Когда человеческие поступки регулируются посредством этикета, возникает пространство, которое позволяет относительно легко справиться с эмоциями. Этикет, направляя энергию позволяет использовать её в позитивном ключе, и тем самым служит цели установления контроля над проявлениями человеческого «Я», стремящемуся отдаться животным инстинктам. Те, кто выжили после того, как побывали на грани между жизнью и смертью, получили в своё распоряжение не только хорошую технику, но и приобрели ясное представление о ситуациях, которые становятся возможными благодаря спокойствию, ясности сознания и хладнокровию. Это то, что позволяет действовать с необходимой решительностью. Такое поведение является прямой противоположностью бравадам хвастунов и их эмоциональному перевозбуждению.

Мир рей не стремится лишь к достижению личного удовлетворения, удовлетворение, которое испытывают другие, также является его частью. Если дух признательности по отношению к кохаю будет выражен одной простой фразой: «Благодарю вас за то, что вы предоставили мне возможность так хорошо поработать сегодня», то кохай будет счастлив точно так же, как доволен будет сэмпай, если его поблагодарят за занятие, которое он провёл. Этикет, как и всё остальное, должен быть выработан в самом себе, а это значит, что его духом должны быть проникнуты все его движения.

Уважение по отношению к сэмпаю не должно чем-либо провоцироваться. Кохай должен совершено естественно испытывать желание уважать сэмпая. Сэмпай со своей стороны принимает на себя заботу о кохае, поскольку кохай занимает своё определённое место, благодаря которому сэмпай занимает своё. Дух благодарности, уважения, признательности, когда он призывает весь этикет, воспринимается другими как нечто само собой разумеющееся.

Этикет регулирует также и взаимные отношения между людьми. Необходимо, чтобы этикет был выражением человечности и шёл от сердца. Недостаточно выполнять формальный поклон. Если сердце не приучено к уважению, то форма — не более, чем пустая раковина. Следует с уважением относиться к личности другого человека. Действия выполняемые в соответствии с правилами этикета, порождают чисто сердце и благородное поведение

Может создастся впечатление, что нужно запомнить слишком много правил, в процессе тренировок это происходит само собой. Соблюдение правил этикета важно для вашей безопасности и для приобретения опыта.

Айкидо — это не религия, это воспитание и совершенствование духа. От вас только потребуют духовной открытости. Когда мы кланяемся, это не значит, что ты соблюдаем какие-то религиозные правила, это знак уважения к тому духу Универсального Созидающего Разума, который находится внутри нас.

Церемония начала и окончания каждого занятия Айкидо — это предусмотренный этикетом поклон сёмэну, за которым следует два хлопка руками, потом еще один поклон сёмэну и, наконец, обмен поклонами между инструктором и учениками.
Поклоны, предназначенные сёмэну, символизируют уважение к духу и принципам айкидо, а также к Основателю, который разработал эту систему практики и обучения.
Два хлопка символизируют единство мусуби. Первый посылает вибрации в духовный мир. Второй воспринимает отзвук этих вибраций и соединяет ваш дух с духом Основателя и с Универсальным Сознанием. Вибрации, которые вы посылаете, и эхо которое вы принимаете, диктуются вашими собственными духовными убеждениями и отношением.

В Айкидо не может быть правильного или неправильного пути. Если движение подчиняется физическим законам Вселенной, оно правильно. Если вы подчиняетесь физическим законам Вселенной, ваше отношение должно быть правильным. Следуя этим законам, вы следуете Пути (Воле) Бога. Следовательно, Айкидо не является обучением технике. Это обучение мудрости.

В Айкидо нет индивидуальных ката, потому что айки — это гармония взаимоотношений. На мате айкидо вы найдете людей разного социального происхождения и положения, принадлежащих к разным культурам и говорящих на разных языках, придерживающихся различных политических взглядов и религиозных убеждений. Они собираются вместе не для соревнований, не для того, чтобы навязать кому-то свои убеждения, а чтобы научиться слушать друг друга, общаться благодаря Айкидо, которое срывает с нас все внешнее. На мате мы не можем спрятать свое истинное я. Мы показываем свои слабости точно так же, как показываем свою силу. Мы вместе потеем, вместе встречаемся со стрессами, помогаем друг другу, мы учимся тому, что такое истина. Каждый изучает одни и те же универсальные принципы, и, когда спадает маска неуверенности и эго, становится четко видна сущность, одинаковая в каждом человеке. Каждый из нас — отдельная индивидуальность, но все мы являемся частью друг друга. Если бы вы были один во Вселенной, где не было бы никого, с кем можно поговорить, посмеяться, разделить красоту звезд у вас над головой, никого, к кому можно было бы прикоснуться, какой бы смысл имела ваша жизнь? Только другая жизнь, любовь, придает смысл вашей жизни. Это и есть гармония. Мы должны открывать радость друг в друге, радость испытаний, радость роста.

Занимаясь айкидо, вы не становитесь победителем. Пытаясь победить, вы проигрываете. Если вы смотрите на занятия как на соревнование, проигрываете вы, проигрывает ваш партнер, проигрывают все. Если вы воспринимаете жизнь как соревнование, вы не можете прийти к победе, потому что в конечном счете вас ждет смерть. Но если вы воспринимаете жизнь как процесс универсального созидания, вы никогда не умрете, потому что вы — часть этого процесса. Если вы рассматриваете развитие своего тела и своего разума как прелюдию духовного роста, ваша сила сохранится навсегда.

Ум, способный бросить вызов, — это не ум соревнования или соперничества. Самый большой вызов — это тот вызов, который вы бросаете себе. Вы не должны тратить свою жизнь на поиски безопасности. Если вы покрываете себя, слой за слоем, тяжелым панцирем, вы не сможете двинуться с места, не сможете бороться и защищать себя или других. Вы никогда не ощутите ни теплого прикосновения солнечных лучей, ни резких ударов сильного дождя. Вы утратите радость жизни. Вы утратите свободу и независимость.

Если вы проведете свою жизнь в безопасной пещере у подножья горы, вы будете видеть только темноту. Ваш опыт будет очень ограниченным, и вы никогда не почувствуете сладкой боли роста. Вы должны отказаться от этой защиты и безопасности и испытать себя, покинув пещеру и поднявшись на гору, которая высится над ней. Вы должны взбираться все выше и выше, и с каждой покоренной высотой будет расширяться ваше видение, ваши способности и опыт. И когда вы будете стоять с открытой грудью, ничем не защищенной от ветра, когда солнце и снег коснутся вашего сердца, вы будете воспринимать все, что вас окружает, как великую панораму Вселенной. Вы достигнете галактик и сможете к ним прикоснуться, и, быть может, вы сможете коснуться лица Бога.

Бусидо — это вызов и жертва. Это мощь и сила независимого духа. Зависимый дух слаб, он не может пожертвовать своим эго и своей алчностью. Чтобы быть по-настоящему независимым и ощутить зов свободы, дух должен быть пустым. В конечном счете, вы и только вы отвечаете за свой собственный рост. Вы сами создаете свою действительность.

Вы чувствуете боль, вы боитесь, но вы интенсивно живете. Карабкаясь на вершину горы по замерзшим скалам, испытывая холод, голод, изнуряющую усталость, вы остаетесь один на один с ревом ветра. Стоит вам свернуть с пути — и вы мертвец. Пусть один сантиметр в день, но не оставляйте попыток. То же относится и к жизни. Вас может ждать холод, голод, одиночество, но вы должны зависеть только от себя. Это и есть бусидо. Это мой мир Айкидо — поиск горных вершин.